Что собой представляют страховые случаи и когда возможны споры относительно их наступления в 2019 году?
Оглавление
Страхование представляет собой гарантированную финансовую помощь при наступлении определенных обстоятельств. Страховой случай – это и есть то самое событие или обстоятельство, при наступлении которого страхователь имеет право получить компенсацию. Все страховые случаи прописаны в договоре страхования. Понятие страхового случая нужно определить более тщательно.
Деятельность страховщиков регулируется законом, страховые компании предлагают доступные услуги по страхованию, споры со страховщиками становятся не редкостью, особенно тогда, когда происходит наступление страхового случая. Что же делать страхователю, как урегулировать ситуацию в свою пользу? Для этого необходимо знать основные моменты, связанные с некоторыми событиями.
Признание наступившего события страховым
Определение страхового случая можно раскрыть как наступление определенного события или стечения обстоятельств, в результате которых у страховой компании возникают обязательства перед страхователем по выплате компенсации.
Страховой случай может наступить в результате различных обстоятельств:
- Получение страхователем инвалидности.
- Несчастные случаи на производстве.
- Проблемы со здоровьем, травмы.
- Достижение пенсионного возраста.
Наиболее распространен страховой случай, возникающий в сфере автострахования.
Пример: произошло ДТП, повлекшее за собой материальный ущерб. Произошедший страховой случай обязывает компанию осуществить выплаты в пользу страхователю. Выплаты будут произведены, если событие было по договору включено в перечень таких, которые можно считать страховыми. В принципе, такой порядок дела понятен. Но не всегда страховщик лояльно относится к своим клиентам и может просто отказать в возмещении компенсации, поэтому необходимо быть готовым к любым возможным рискам.
В зависимости от вида полиса, за страховое событие можно считать:
- ДТП, аварию;
- повреждения авто, которое было угнано;
- получение повреждений в результате противоправных действий со стороны других лиц;
- природные бедствия;
- пожар и прочие причины.
Страховой случай расценивается как риск, от которого застрахован не только автомобиль, но и жизнь, и здоровье его водителя и пассажиров. Страховым случаем является именно то событие, которое напрямую указано в договоре страхования.
Пример: при страховании жизни водителя и пассажиров транспортного средства, страховым случаем будет признаваться:
- смерть застрахованных лиц;
- утрата их трудоспособности;
- получение инвалидности.
Если автотранспортному средству был причинен вред, не оговоренный бумагами, страховая компания откажет в выплатах.
Также выплаты не положены, если:
- Страховой случай был совершен умышленно со стороны страхователя или другого человека, который был за рулем транспортного средства.
- Водитель авто находился в алкогольном или наркотическом опьянении, что привело к ДТП.
- Авто управляло лицо, не имевшее на это прав.
- Эксплуатируемое транспортное средство находилось в неисправном состоянии и прочие причины.
Довольно часто, подавая заявление о страховом случае в фирму, застрахованное лицо может получить отказ в выплатах. К этому необходимо быть готовыми и заранее выяснить, какие события являются страховыми.
Как избежать спора?
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск , СПб (звонок бесплатен)
Страхователи подают заявление в страховую компанию, которая, в свою очередь, должна определить, признавать событие страховым или нет. Если компания отказывает признавать событие страховым, ее клиент обращается в суд за защитой своих прав.
Если произошел страховой случай, нужно стараться избегать возможных конфликтов и урегулировать ситуацию мирным путем. Для этого застрахованному лицу нужно знать правила страхования, содержащие перечень страховых случаев, а также что делать при их наступлении.
Порядок оформления
Оформление страхового случая и его порядок должны быть включены в договор страхования, который определяет порядок и условия предоставления денежных выплат. Для начала потребуется установить основание, по которому должны происходить денежные зачисления. Компания-страховщик применяет методику для исчисления величины компенсации.
Для подтверждения того, что событие наступило, необходимо:
- Написать заявление (образец обычно предоставляет страховщик).
- Предоставить перечень имущества, которому был нанесен вред.
- На основании представленных документов составляется акт о страховом случае.
Акт о страховом случае представляет собой бумагу, которая способна подтвердить факт и наличие факторов и условий, по которым наступило страховое событие. Именно на основании данного документа рассчитывается сумма компенсации и право застрахованного лица на ее получение.
Определением величины компенсации для страховщика будут служить:
- Данные, взятые из заявления страхователя.
- Сведения из акта.
- Информация от компетентных органов при необходимости обращения к ним. Как пример, если потребовалось обращение в органы ГИБДД при ДТП.
«Особые» места
Не во всех местах, страховые компании могут признать произошедшее событие за страховой случай. К таким местам, к примеру, относятся парковки.
Сама по себе парковка относится внутренней территории какого-либо предприятия. Многие страховые компании считают, что не подлежит возмещению случай, произошедший на парковке различных торговых или развлекательных центров.
Такое отношение к делу не всегда находит понимание со стороны страхователей и судов, так как при отказе страховщика в выплатах страхователи стараются урегулировать спор именно в судебном порядке. Судебная практика, в свою очередь, дает разъяснение того, что именно можно считать парковкой. Чтобы место считалось именно парковкой, следует соблюсти условия:
- Должна иметься пропускная система.
- Территория должна быть ограниченной.
- На ней должна осуществляться хозяйственная деятельность.
Таким образом, видно, что парковка относится к месту, на котором при наступлении события, страхователь имеет право на получение выплат.
Поэтому при произошедшем ДТП необходимо внимательно читать протокол, вернее то, как охарактеризовал место происшествия сотрудник ГИБДД. Из-за неправильного указания на место имеется риск того, что страховщик откажет в выплате.
Что делать, если страховая отказывает в выплатах?
Как уже указывалось ранее, существует риск того, что страховщик не станет выплачивать компенсацию, не посчитав наступивший случай страховым. Что тогда делать страхователю и как урегулировать спорную ситуацию? Стоит понимать, что придется делать немало первых шагов в сторону страховщика, прежде чем от него что-то получится добиться. По сути, страховая компания при заключении договора берет на себя покрытие всех рисков. На практике ситуация выглядит немного по-другому.
Лучше всего начать с обращения в саму компанию с претензией. Образец претензии можно найти готовый либо взять его в офисе страховщика. На основании образца следует изложить ситуацию и требования, которые должна выполнить компания.
Если страховая компания отказывается идти на контакт, то придется делать следующий шаг: идти в суд. В суд нужно идти подготовленными, с необходимыми документами и доказательствами, чтобы минимизировать риск отказа суда в удовлетворении требований.
Подавать иск можно по любому схожему образцу, в котором описывается рассматриваемая ситуация. Если к делу приобщен специалист (страховой юрист), то искать самостоятельно образцы документов не придется, так как они, скорее всего, уже имеются у него в наличии. Помимо этого, юрист подскажет, что делать в сложившейся ситуации и какие риски могут быть.
Страховые компании могут умышленно затягивать судебный процесс, и даже если дело все такие будет выиграно в пользу страхователя, не стоит рассчитывать на скорые выплаты.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что стоит всегда внимательно изучать любые страховые документы перед подписанием основного договора и решать все вопросы заранее, обговорив их со страховщиком.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: