Особенности составления претензии к страховой компании в 2019 году
Оглавление
Вступая в гражданско-правовые отношения, далеко не все их участники осознают объем прав и обязанностей, которыми сопровождается любая договоренность. Данное положение вещей актуально для тех отношений, где одна сторона является специалистом на каком-либо рынке, а другая – пользователь услуги, который на начальном этапе просто доверяет специалистам. До тех пор, пока специалисты выполняют свои обязанности добросовестно, вопросов к ним не возникает. Но как быть, если те злоупотребляют своим положением? Чтобы пресечь нарушения, некоторые страхователи принимают решение написать претензию в страховую компанию. Однако многие беспокоятся о том, насколько эффективен такой шаг.
Общие сведения о досудебном урегулировании
В повседневной бытовой жизни люди научились довольно детально и грамотно высказывать свои недовольства по тем или иным поводам, но когда речь идет о том, чтобы вступить в претензионную официальную переписку с каким-либо учреждением или предприятием, у многих возникает масса вопросов.
Каждый понимает, что любое официальное недовольство может иметь как негативные материальные последствия, так и доставить массу моральных неприятностей. И это действительно так.
Чтобы досудебная претензия в страховую компанию имела юридическую силу и, соответственно, принималась во внимание как страховой компанией при определении суммы выплат, так и судом, в случае возникновения неразрешимых мирным путем разногласий по этим выплатам, страхователем при составлении претензии к страховой должны быть соблюдены:
- сроки направления документа;
- правила определения адресата письма;
- правила указания наименования процессуального документа;
- правила изложения сути своих требований;
- правила формулировки резолютивной части;
- правила подтверждения претензий к страховой копиями документов.
Предупреждение для тех, кто планирует для составления претензии к страховой воспользоваться образцами из свободного доступа: образец может пригодиться только специалисту, в качестве возможности упростить техническую задачу по набору и оформлению документа.
Страхователю, который никогда не составлял подобных документов, брать образец и пользоваться им без изменений нежелательно.
Специалист сразу выявит указанные несоответствия и своевременно отредактирует текст под актуальные требования. Неспециалист же даже не обратит внимания на нюансы, которые могут повлиять на дальнейшее рассмотрение заявки и на своевременную и полную выплату страхового возмещения.
Однако, несмотря на недостатки, образец претензии к страховой может стать хорошим ориентиром для страхователя, который не силен в правовых вопросах, связанных с отстаиванием своего права на своевременную выплату полной суммы страховки. Поэтому, изучая опыт других страхователей, все-таки есть смысл обратить внимание на тексты тех образцов претензий к страховой фирме, которые уже помогли людям добиться успешного разрешения проблем с выплатой страховки.
Сроки в досудебном урегулировании
Претензия в страховую компанию – процессуальный документ. Для подачи любого процессуального документа закон устанавливает определенные сроки. Отдельного срока, в который может быть подана претензия к страховой фирме, нет. Страхователю нужно соблюсти общий срок исковой давности при подаче претензии в страховую – три года.
Часто возникает вопрос, от какой даты отсчитывать это срок: от заключения договора, от страхового случая или от другого значимого события?
Чтобы правильно отсчитать трехгодичный срок, в течение которого страхователь имеет право обращаться с претензией к страховщику, нужно определить, в чем именно суть заявления:
- Если страхователь считает, что условия полиса незаконные и страховая компания нарушила права клиента, заключив с ним договор на невыгодных для потребителя условия, тогда датой нарушения прав клиента является дата подписания договора. В течение трех лет с момента такого подписания у клиента есть срок для признания полиса недействительным.
- Если страхователь считает, что страховая фирма произвела неправильную оценку причиненного страховым случаем ущерба или неправомерно отказалась от рассмотрения извещения о наступлении страхового случае, тогда срок в три года отсчитывается с момента, когда страхователю стало известно о том, что страховщик принял неправомерное решение. Отсчет идет с момента официального уведомления страхователя, если же такого уведомления не было, значит, отсчет срока еще не начинался.
- Если же размер выплаты рассчитан верно, но страховщик по каким-то причинам не перечисляет в пользу страхователя полную сумму возмещения, срок для предъявления претензий отсчитывается с того момента, когда, согласно условиям договора, страховщик должен был бы полностью осуществить все выплаты. Чаще всего это тридцать дней с момента подачи извещения о наступлении страхового случая. С 31-го дня начинает истекать трехгодичный срок исковой давности.
Это унифицированные ситуации. В каждом конкретном случае может быть масса нюансов, с учетом которых должны определяться сроки подачи претензии.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск , СПб (звонок бесплатен)
Срок для ответа на претензию может быть установлен договором. Если же в договоре таких норм нет, страховщик считается таким, который дал ответ в надлежащие сроки в том случае, если такой ответ направлен в течение 30 дней с момента получения письма с претензией.
Правила составления претензии
Несмотря на то, что законодатель не предусмотрел строгой формы для претензии, ошибки именно по форме могут стать причиной признания ее недействительной.
Основные правила по составлению формы:
- претензия должна быть отправлена надлежащему адресату,
- название документа – важный нюанс, которому не всегда придается значение (например, если не будет указано, что данное обращение к страховой компании – именно претензия, тогда такое письмо может быть расценено страховщиком, как простое обращение, ответ на которое можно и не давать);
- изложение сути своих требований можно выстраивать по алгоритму, взятому из любого сетевого образца, при этом факты и обстоятельства, излагаемые в претензии, нужно брать из материалов по той ситуации, которая стала причиной спора;
- резолютивная часть образца должна содержать настоятельное требование к страховой компании об осуществлении обязательных выплат либо о выполнении тех действий, которые предусмотрены законом или договором;
- в завершающей части документа необходимо указать адрес, по которому страховщик может направить ответ, а также указать платежные реквизиты, по которым страховщик может перечислить денежные средства в счет страхового возмещения;
- приложением должны быть копии тех документов, на которые составитель ссылался в тексте претензии (основное правило такое – есть упоминание документа в тексте, его копия должна идти приложением).
Соблюдение этих правил поможет страхователю оперативно отреагировать на нарушение своих законных прав и интересов.
Ответная реакция
Кроме вопроса направления претензии страхователей волнует, что же можно ждать в ответ на свое обращение. Наиболее распространены три варианта ответной реакции:
- отсутствие какого-либо ответа;
- отказ в удовлетворении (мотивированный или немотивированный);
- доначисление страхового возмещения по результатам рассмотрения обращения.
Иногда в практике встречаются и более специфические ответы. Так, некоторые страхователи в ответ на свои требования получают встречные претензии страховой.
Встречная претензия страховой компании может касаться требований о возмещении части страховых выплат, которые были ошибочно перечислены по страховому полису.
Для клиентов, которые получили претензии страховой компании, эффективным будет такой порядок рассмотрения такого обращения:
- определить, заявлена ли претензия страховой в рамках срока исковой давности;
- правильно ли в претензии страховой указаны реквизиты страхователя;
- соответствуют ли ссылки в претензии страховой на нормы договора и обстоятельства тем, которые содержатся в договоре, в полисе и в сопровождающей их документации;
- подтверждены ли требования, изложенные в претензии страховой, копиями документов (если подтверждения нет, то такие ссылки являются ненадлежащими).
С рассмотрением такой претензии не всегда нужно торопиться. Иногда есть смысл выждать все отведенные законом тридцать дней и в последний день срока уведомить страховщика о своей позиции относительно заявленных в претензии требований.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: