Как правильно подавать претензию страховой компании по КАСКО в 2019 году?
Оглавление
Претензия в страховую компанию по КАСКО – один из первых документов, которые страхователь подает страховщику в том случае, если, по мнению страхователя, его права нарушены. Это обстоятельство придает значимости всем действиям, которые должен выполнить клиент страховой компании при подаче претензии. Важно не только правильно составить текст этого документа, но и не ошибиться в сроках, в адресатах и в тех приложениях к ней, которыми должны быть подтверждены ее положения.
Основания для подачи
Пытаться урегулировать возникший спор между двумя носителями гражданских прав и обязанностей через направление претензии – один из самых распространенных способов досудебного урегулирования спора. Есть гражданско-правовые отношения, для которых порядок досудебного урегулирования споров подробно оговаривается законом. Отношения страхования к таким не относятся.
Порядок досудебного урегулирования споров, которые вытекают из страховых сделок, стороны должны определить для себя самостоятельно. Порядок самостоятельного урегулирования может быть закреплен в двух основных документах:
- в правилах предоставления услуг страхования той страховой компании, с которой заключен договор;
- в договоре или в полисе страхования.
Если ни в том, ни в другом документе нет порядка отправки и рассмотрения сторонами претензий, значит, сторона, которая считает, что ее интересы нарушены, имеет право составлять и отправлять данный документ в соответствии с общими нормами гражданского закона.
Спор и правила страхования
В составе законодательства РФ нет такого документа, как типовые правила страхования. Более того, даже нет нормативного акта, на основании которого бы определялся порядок составления таких правил.Однако практически каждая страховая компания имеет в составе локальной нормативной документации собственные Правила предоставления услуг страхования. Клиенту необходимо ознакомиться с этими правилами до подписания договора (полиса). Также страхователь имеет право потребовать эти правила у персонала страховой компании в любой момент в течение действия страхового полиса.
В том случае, если Правилами предусмотрен порядок и сроки направления и рассмотрений претензий или, более того, утвержден образец такого обращения, тогда страхователь обязан соблюсти все установленные правила. В противном случае страховая компания имеет право настаивать на том, что страхователь нарушил порядок досудебного урегулирования спора и страхователь потеряет драгоценное в такой ситуации время.
Если же, по мнению страхователя, положения Правил относительно досудебного урегулирования противоречат действующему законодательству, тогда придется обращаться с иском в суд о признании ссылок на такие правила в договоре страхования недействительными.
Самый же оптимальный вариант – не работать со страховой компанией, которая включает в свои Правила положения, противоречащие действующему законодательству.
Страховой полис и спор
Кроме Правил, порядок подачи и рассмотрения претензий по КАСКО, может быть зафиксирован в самом договоре страхования (полисе). В этом случае такой порядок рассмотрения и подачи также является обязательным для сторон.Несоблюдение страхователем положений договора может стать причиной получения отказа в суде, при обращении с иском за защитой своих законных прав и интересов. В том случае, если в самом договоре не установлены положения о сроках обращения с претензией и ее рассмотрения, о необходимом для применения образце претензии, об инстанции, в которую должно направляться досудебное обращение, все перечисленные вопросы страхователь имеет право решать в соответствии с общими нормами гражданского закона.
Требования закона
Перечень требований к претензии, которые основываются на общих положениях гражданского права:- правильное определение адресата (кому и куда отправлять претензию);
- указание на сумму, которая подлежит уплате, если спор материальный (касается выплат);
- описание обстоятельств, исходя из которых страхователь решил пожаловаться на действия или бездействия страховой компании;
- ссылки на нормы закона, договора и Правил предоставления услуг страхования, которые, по мнению страхователя, были нарушены должностными лицами страховой компании;
- резолютивная часть претензии, в которой должны быть четко указаны требования к страховой компании и просьба эти требования удовлетворить;
- срок, в который претензия должна быть удовлетворена;
- указание платежных и почтовых реквизитов подателя претензии;
- копии документов, которыми подтверждаются требования, изложенные в досудебной жалобе.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск , СПб (звонок бесплатен)
Претензия – уведомление страховщика о том, что у страхователя есть к нему требования и страховщик должен выполнить эти требования в установленный срок. Решая, куда направить претензию, необходимо в первую очередь посмотреть на последнюю страничку договора или полиса. Там указаны адреса (юридический и почтовый). Более того, в договоре могут быть указаны адреса главного офиса и территориального отделения.
Чтобы в этом случае не ошибиться с выбором адресата, лучшим решением будет направить копии претензии, сделанные по образцу, по всем указанным в полисе или в договоре адресам страховщика.
А вот уже решая, куда направить именно жалобу, нужно исходить из сути самой жалобы. Например, если в действиях страховой компании усматриваются признаки уголовного преступления, то жалоба направляется в прокуратуру. Если же права страхователя нарушены в результате ошибок должностных лиц, тогда есть смысл пожаловаться в Федеральную службу по финансовым рынкам, именно эта служба – контролирующий орган, надзирающий за страховыми компаниями.
Образец типовой претензии по КАСКО несложно найти и взять готовый, но все-таки не стоит безапелляционно доверять этой информации. Может быть так, что данный образец не подходит для той спорной ситуации, в которой оказались страхователь и страховщик.
Принимая образец за основу, все-таки стоит обратиться к специалистам, которые предметно оценят ситуацию и подскажут, как грамотно оформить документы для удачного разрешения спора в самые короткие сроки.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: