Подведомственность и порядок разрешения налоговых споров в 2019 году
Оглавление
Негативное отношение населения к налогам из-за непонимания их смысла и назначения порождает налоговые споры. Какие наиболее часто встречаются в юридической практике налоговые споры, и их разрешение в каком порядке допустимо?
Определение понятия «спор» в сфере налогообложения
Налоговые споры — это конфликтные ситуации между налогоплательщиком и государством, возникающие по поводу исчисления или уплаты налога, определяемого как обязательный платеж в государственную или муниципальную казну. Не любой платеж является налогом, а только тот, который обладает совокупностью признаков.
- Его обязательность. На это указывает Конституция РФ, а в ст. 57. НК (Налоговый кодекс) РФ детализируется, какие платежи являются налогами, устанавливаются основания для возникновения обязанности по их уплате.
- Индивидуальная безвозмездность: государство в обмен на уплату налога не оказывает налогоплательщику никаких услуг (как, например, госпошлина, которая оплачивается за конкретное действие).
- Денежная форма. НК РФ не предусматривает возможность исполнить обязанность в другой форме, например, натуральной.
- Цель — обеспечить существование и функционирование самого государства (существенная часть бюджета любого уровня формируется за счет налоговых поступлений).
Уровня власти в стране три: государственный, региональный и местный. На каждом из них существует своя система налогообложения:
- общероссийский: НДФЛ, НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный;
- региональный: на имущество организаций, игорный бизнес, транспортный;
- местный: земельный, торговый, на имущество физических лиц.
- отказа инспекции ФНС в признании прав на налоговые льготы;
- отказа инспекции ФНС на предоставление налогового вычета;
- привлечения предпринимателя (ИП или фирмы) к ответственности по итогам налоговой проверки;
- привлечение гражданина или коммерсанта к ответственности за неуплату налогов или совершение иного правонарушения в этой сфере;
- неправильного расчета налоговиками суммы налога из-за ошибок в определении налоговой базы или налоговой ставки;
- неправильно представленной отчетности по налогам.
Порождает налоговые споры отсутствие у потенциальных налогоплательщиков понимания значения налогов, механизмов пополнения казны и расходования бюджета, а также неудовлетворенность социальной политикой страны.
Признаки и классификация споров в налоговой сфере
Конфликты в области налогообложения являются смежными, затрагивающими порой несколько сфер регулирования (к примеру, правовые и экономические вопросы). Даже с позиции юриспруденции налоговые споры сочетают в себе не только налоговые правоотношения, но и другие разновидности отношений: гражданские (по поводу начисления пеней, штрафов), уголовные (наказание по УК РФ при неуплате налогов), административные (оспаривание действий сотрудников ФНС их руководителю), бюджетные (распределение полученных налоговых средств по уровням бюджета). Налоговые конфликты обладают особыми чертами:- субъекты-участники конфликта: на одной стороне государство в лице налоговой, на противоположной — гражданин, предприниматель или фирма;
- возникают по поводу правил налогового законодательства;
- разрешение происходит по определенной законом процедуре (досудебное урегулирование налоговых споров или судебный процесс);
- тесная связь с экономикой, так как спор в указанной сфере — разновидность экономических конфликтов;
- процесс разрешения конфликтов урегулирован на уровне закона. Например, судебная практика норм о разрешении конфликтов в сфере налогообложения не создает, а только толкует имеющиеся.
- по инициатору: исходящие от ФНС, от самого плательщика, иного заинтересованного лица (например, оспаривание очередности погашения долгов при банкротстве, когда после принятия решения об оплате налога появляется представитель другой очереди);
- по предмету: оспаривание действий сотрудника инспекции или исполнение общей налоговой обязанности;
- по содержанию: установление санкций, оспаривание документа властного органа, возмещение убытков от действий сотрудников инспекции ФНС;
- процессуальный критерий разрешения конфликта: в судебном или претензионном порядке.
Виды налоговых споров можно классифицировать, взяв за основу связь налоговых отношений с другими видами правоотношений:
- на основе только норм законодательства о налогах;
- установление ответственности за преступление или правонарушение в сфере налогообложения;
- оспаривание конституционности отдельных норм Налогового кодекса;
- осуществление инспекциями контрольных функций (например, при проведении проверок).
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск , СПб (звонок бесплатен)
- характеру и уровню взаимодействия участников конфликта в сферах инвестиционного, предпринимательского, административного и прочих видов права;
- общему подходу к плательщикам с одинаковыми расходами;
- представляемым налоговым отчетностям;
- нарушениям при проведении проверок;
- ошибкам в назначении санкций;
- намеренному уменьшению налоговой базы самим плательщиком;
- противоречиям в законодательных нормах.
Практика судов, закон, юридическая наука указывают на разнообразие споров. Это обусловлено их тесной связью с другими правовыми отраслями и сферами деятельности.
Какими способами можно защищаться
В таком споре наиболее уязвимым участником является налогоплательщик в силу отсутствия правовых знаний. Ведь у него возникает обязанность платить налоги, порой посредством принуждения. Можно выделить ситуации, когда требуется защита прав плательщика:
- акт инспекции ФНС незаконен (например, вынесен с нарушением процедуры);
- оспаривание бесспорного взыскания и возврат средств, списанных при этом;
- оспаривание действий сотрудников службы (например, самого факта проведения контрольного мероприятия);
- признание противоречащим закону приказа, постановления ФНС;
- возмещение убытков, причиненных сотрудниками инспекции неправомерными действиями.
Законодательство называет несколько способов защиты. Некоторые из них лицо может выбрать самостоятельно (например, оспаривать действия сотрудника его руководителю или в суд), но в отдельных ситуациях может быть только один вариант защиты (например, оспаривание в Конституционном Суде России нормы НК РФ, которая, по мнению плательщика налога, не соответствует Главному Закону страны). Защищать собственные права можно путем обращения:
- к руководству сотрудника, действия которого оспариваются (досудебное урегулирование налоговых споров);
- в судебные инстанции (даже международного уровня);
- к прокурору для принятия им мер реагирования;
- к Президенту страны;
- в Конституционный Суд РФ, если есть основания считать норму НК противоречащей Конституции РФ.
Налогоплательщику защита его прав может потребоваться для восстановления репутации, возвращения неправомерно изъятого либо с целью недопущения подобного нарушения в будущем (например, в ситуации оспаривания акта госоргана или НК РФ).
Обычно в первую очередь предпринимаются попытки защитить нарушенное право собственными силами. Как вариант, путем вовлечения в возникший конфликт специалиста, например, юриста компании, который убеждает проверяющих в неправомерности их действий. Если самозащита не привела к нужному результату, то действия проверяющего оспариваются его руководителю. Если и этот способ успехом не увенчался, то следует обращаться в суд.
Досудебный порядок разрешения конфликта
Досудебное урегулирование налоговых споров происходит в основном в порядке административной процедуры, которая расписана в ст.ст.139–139.1 НК РФ. Она основана на том, что решение инспектора по налогам обжалуется руководителю инспекции, сотрудником которой он является. Ответ руководителя инспекции оспаривается путем направления жалобы на имя руководителя ФНС РФ. Различают следующие способы оспаривания документов или действий/бездействия налоговиков:
- простой (ст. 139 НК РФ);
- апелляционный (139.1 НК РФ).
В порядке простой, или общей, процедуры оспариваются:
- решения, не оспоренные в апелляционном процессе;
- действия/бездействие сотрудника.
Оспаривание происходит в налоговый орган, вышестоящий по подчиненности. При этом документы подаются через оспариваемую службу. А она в трехдневный период передает их непосредственному адресату. НК РФ четко устанавливает временные рамки на обращение:
- в течение года — в простом порядке;
- в течение трех месяцев — в ФНС, если первоначально было обращение в апелляционном порядке;
- в течение года — на решение об установлении налоговой ответственности, если оно не было оспорено в апелляционном процессе;
- в течение года — действующее решение по итогам проверки объединенной группы плательщиков, которое не обжаловалось ранее в апелляционном порядке.
Если необходимый период был пропущен, то вышестоящий орган (адресат жалобы) может его восстановить. Для этого подается заявление. Но восстановление сроков допустимо только в ситуации, когда они были допущены по уважительной причине. По итогам изучения обращения и приложений к нему инспекции ФНС может вынести решение:
- не удовлетворить просьбу;
- отменить оспариваемый документ;
- прекратить налоговое дело;
- изменить оспариваемый документ или вынести новый;
- совершить действия, если в просьбе идет речь о бездействии служащего.
Апелляционный порядок предусмотрен для исключительных случаев обжалования, а именно оспаривание решений:
- об установлении налоговой ответственности;
- об отказе в установлении такой ответственности.
Апелляционный порядок характеризуется оперативностью, когда еще документ не начал действовать. Подать прошение необходимо в первые десять дней после принятия оспариваемого документа. Пропуск этого периода, допущенный только по исключительно уважительной причине, может быть восстановлен. Заявление направляется в службу, которая вынесла неугодный документ. Служба передает бумаги в высший орган по подчиненности в течение трех дней. Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев полученные материалы в рамках апелляционного порядка, формулирует решение:
- не удовлетворить просьбу;
- частично удовлетворить ее/удовлетворить в полном объеме;
- прекратить дело.
НК РФ прописывает, что до обращения к суду по поводу установления налоговой ответственности (отказе в этом), необходимо в первую очередь соблюсти досудебный порядок урегулирования налоговых споров. По остальным видам конфликтов в области налогообложения допустимо сразу обращаться в судебную инстанцию.
Обжалование в суде
Чтобы инициировать разрешение налоговых споров, сначала определяется, какой суд по подведомственности занимается подобного рода конфликтами. Подведомственность налоговых споров:
- для плательщиков—граждан — суд системы общей юрисдикции;
- для плательщиков-коммерсантов — арбитражный суд.
Далее необходимо выяснить подсудность конкретного суда. Она означает определение того органа в системе судов единой категории, который непосредственно будет разбирать спор. Подсудность среди общеюрисдикционных судов определяется по правилам:
- обжалование ненормативных решений, действий/бездействия сотрудников — районный суд;
- обжалование нормативных документов ФНС — ВС РФ.
Подсудность среди системы арбитражных судов:
- ненормативные документы, деяния, взыскание платежей — в арбитражном суде региона;
- нормативные акты — в Суде по интеллектуальным правам.
После того как подсудность определена, документы на разрешение налогового спора в должной судебной инстанции подаются по требованиям, прописанным в соответствующем процессуальном законе: Кодексе об административном судопроизводстве, АПК РФ.
Споры с налоговыми органами причислены к категории сложных конфликтов, для желаемого исхода в разрешении которых часто требуется привлечение специалистов. Профессионал не только верно определит подсудность конкретного спора, но и в нужный момент даст совет о правильном поведении самого налогоплательщика.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: