Как составить схему ДТП
Оглавление
Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося. Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.
Необходимо отметить, что схема ДТП является одним из самых важных доказательств вины и невиновности участников дорожно-транспортного происшествия. Она необходима для определения степени вины вышестоящими инстанциями.
Кто бывал в ДТП знает, что для вызова сотрудников ГИБДД на место ДТП может потребоваться пол-дня. В связи с этим, чтобы не терять время и не упустить важные детали ДТП, схему нужно составлять самостоятельно и как можно быстрее.
Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.
Оформление
Схема ДТП должна быть составлена как можно раньше, по-возможности сразу после дорожно-транспортного происшествия. Это связано с тем, что движение на участке с аварией замедлится, но не прекратится и многие важные вещественные доказательства могут быть утеряны.
Автовладелец, который хоть раз оказывался в подобной ситуации, знает, что ожидание сотрудников ГИБДД может растянуться на очень долгий срок. Исходя из этого знания, необходимо составить схему самостоятельно, до приезда специалистов, пока важные детали происшествия не были утеряны из-за движения потока машин.
Более того, неправильная схема – оформленная не по правилам, не будет принята ни в ГИБДД, ни в страховой компании. Именно поэтому, необходимо очень внимательно отнестись к ее составлению и последующему оформлению.
Какое должно быть содержание
Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:
- дата и точное время происшествия;
- кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
- количество столкнувшихся ТС;
- кто виноват в дорожном событии;
- направление движений автомобилей до аварии;
- взаиморасположение машин в момент ДТП;
- нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
- место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
- какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
- план участка дороги, где было столкновение;
- габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
- вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
- наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
- привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
- разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
- посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
- месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
- проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.
Основные правила
Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.
- План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.
- Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.
- Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.
- Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.
- Используются общепринятые символы без излишней детализации.
- Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.
- При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.
- Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей.
- Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.
- Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.
- Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.
- Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.
- Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.
- Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.
Кто уполномочен рисовать схему ДТП
Сделать это могут:
- инспектор ГИБДД;
- дежурный следователь;
- сами участники аварии, если они решили разойтись по европротоколу или просто рассчитаться на месте.
Правила составления схемы ДТП сотрудниками ДПС не отличаются от приведенных выше. Действовать по европротоколу разрешено, если соблюдены условия:
- в аварии участвовали 2 ТС;
- при ДТП не пострадали люди;
- у сторон ДТП нет разногласий;
- у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО;
- ущерб в аварии невелик – до 50 тыс. в регионах, до 400 тыс. – в столице и Санкт-Петербурге.
Пример схемы ДТП на заполненном извещении
На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства. В центральной части для каждого из автомобилей галочками указываются типичные обстоятельства, которые подходят к вашему случаю.
Но обратите внимание, что приведенный образец извещения о ДТП по ОСАГО заполнен не совсем корректно. В извещении, по обеим сторонам от схемы, имеются поля для описания полученных повреждений. При этом, в образце имеется лишь перечисление пострадавших деталей. Правильнее же будет описать все повреждения (скол, вмятина, царапина и т. п.), а не только перечислить их.
Если СДТП выполняется для ГИБДД, то при возможности желательно провести основные замеры и отразить их на схеме или на отдельном листе.
Требования к различным видам схем
Европротокол
Существует упрощенная форма оформления ДТП - европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты.
Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке.
Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:
- имеется только два участника ДТП;
- нет вреда здоровью;
- сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС - 400 тыс. руб.);
- у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
- отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.
Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.
- Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
- Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
- Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» - водитель полностью виновен; «½» - обоюдная вина, «0» - нет вины.
- Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.
Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.
Стандартное ДТП
Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.
Составление схемы ДТП ГИБДД - наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных. Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.
Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону: Мск , СПб (звонок бесплатен)
Для чего нужна схема
Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.
Вообще грамотно составленная схема позволяет:
- упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
- избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
- точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
- не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
Документ будет иметь полную юридическую силу, если участники его подпишут.
Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2019 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.
- Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2019 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2019 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
Нюансы
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2019 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: