Какие права нужны для езды на мотоблоке в 2019 году
Оглавление
- 1 Определение термина
- 2 Является ли мотоблок транспортным средством
- 3 Поездка на мотоблоке по дорогам общественного пользования
- 4 Со скольки лет можно управлять мотоблоком
- 5 Езда на самодельном мотоблоке
- 6 Остановил инспектор ГИБДД – ваши действия
- 7 Наказание за езду без прав
- 8 Регистрация мотоблока или мини-трактора в Гостехнадзоре
- 9 Права на мотоблок с прицепом в странах СНГ
- 10 Как выбрать мотоблок
- 11 Вывод
В сельском хозяйстве и на дачных участках все чаще и чаще можно увидеть такую универсальную технику как мотоблок. Данные агрегаты в последнее время пользуются огромной популярностью. Но обладатели такого аппарата часто задаются вопросом, нужны ли права для его управления? Кто-то ответит, зачем права для езды по огороду? А вот если участок находится вдали и добраться до него можно только по трассе? Что делать в этом случае? Постараемся разобраться подробнее.
Определение термина
Мотокультиваторы или мотоблоки — это устройства, напоминающие уменьшенный прототип трактора. Впервые они появились в 20 веке в Швейцарии, а до СССР дошли в 80-ых гг. С тех пор и по 2017 г они используются в сельскохозяйственной деятельности: для посева; для разрыхления почвы; для других работ, связанных с культивацией растений (сбор злаков и тп).
- для посева;
- для разрыхления почвы;
- для других работ, связанных с культивацией растений (сбор злаков и тп).
Данная техника может охватить лишь небольшую площадь земли, поскольку ездит медленно, а также не оснащена крупными насадками. Она не предназначена для езды по асфальтированным дорогам, поэтому технически права на нее не нужны. Мотоблок является лишь сельхозтехникой.
Является ли мотоблок транспортным средством
Для того чтобы выяснить правила передвижения на мини-технике, которая сегодня имеет большой спрос в сельском и других отраслях народного хозяйства, следует внимательно изучить нормативно-правовую базу в этой сфере. Главный вопрос, требующий ответа: является ли мотоблок с прицепом транспортным средством.
И если рассматривать мотоблок с присоединенным к нему прицепом – это дела не меняет.
Cпециальной категории в удостоверении для вождения мотоблока нет. Однако, при выезде на трассу, его хозяин начинает поневоле участвовать в движении транспорта, и обязан выполнять правила дорожного движения.
От водителя мотоблока инспектор ГИБДД вправе потребовать документ, подтверждающий, право на управление мотосредством. Возможно, кроме вас, в прицепе едет и пассажир, тогда без соответствующих документов, штрафа избежать не удастся.
Поездка на мотоблоке по дорогам общественного пользования
Владельцу мотоблока необходимо придерживаться следующих правил:
- если у владельца мотоблока отсутствуют права на вождение каким-либо транспортным средством, то потребуется открыть категорию «А», которая позволяет управлять мотоциклом. Это послужит прямым доказательством того, что водитель сельскохозяйственной машины ознакомлен с правилами дорожного движения своей страны, и имеет полное представление о необходимости их соблюдения;
- помимо получения прав непосредственно на вождение мотоблока в обязательном порядке следует установить фары ближнего свечения или стандартные дневные ходовые огни;
- в задней части прицепа потребуется установить красные световые отражатели.
Если строго придерживаться вышеперечисленных правил, то владелец мотоблока будет считаться полноправным участником дорожного движения, что поможет избежать штрафа от инспектора ГАИ.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск , СПб (звонок бесплатен)
Со скольки лет можно управлять мотоблоком
Если вы планируете использовать его только в пределах своего участка, то достаточно того, чтобы хватило сил управлять ним, ведь многие модели достаточно тяжелые.
Сложно будет справиться с мотокультиватором и ребенку 12 лет, так как при управлении требуется определенная сноровка, сила, знание и умение управлять механизированным агрегатом.
Планируя использовать мотоблок в качестве перевозчика грузов, вам придется перемещаться по проезжей части, вот именно для этого и потребуются права, о которых было сказано выше. А их получают только по достижению 18 лет.
Поэтому, делая выводы, очевидно, что при эксплуатации мотоблока в пределах своего участка, наличие прав на его управление не требуется. Однако, если приходится перемещаться по проезжей части, то желательно получить водительские документы.
Езда на самодельном мотоблоке
Согласно кодексу об административных правонарушениях ни один мотоблок, в т.ч. устройство, обладающее подвеской и силовым агрегатом, собранное собственноручно, не является ТС.
Другое дело, что именно производитель определяет категорию своего товара. Он обладает юридическим правом считать произведенную технику мотоблоком, а в случае с кустарным производством при остановке инспектором могут возникнуть вопросы: кто решил, что это мотоблок, и почему?
Инспектор может потребовать предъявить документы на устройство или даже выписать предписание о постановке его на учет, а это ведет за собой определенные юридические последствия.
Остановил инспектор ГИБДД – ваши действия
В случае остановки сотрудниками ГИБДД необходимо предъявить все необходимые документы на данное транспортное средство:
- права с открытой категорией «А» или «А1», что разрешает вождение и управление мотоциклами и подтверждает, что участник движения знает правила дорожного движения;
- документы на право эксплуатации мотоблока и о регистрации малогабаритного транспорта;
- пропуск к месту работы (если машина принадлежит организации или работает на выезде).
Пропуск к месту работы выдается нанимающей организацией.
Если же у водителя отсутствуют все необходимые документы на мотоблок, инспекторы вправе составить протокол по статье 12.11, которая гласит «Нарушение правил дорожного движения по автомагистрали», аргументируя это затруднением всего движения.
Наказание за езду без прав
Согласно КоАП РФ, за управление транспортным средством без удостоверения, водителям назначается штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. За участие в ПДД гражданин привлекается к административной и уголовной ответственности. В случае если нарушение повторяется неоднократно, транспортное средство изымается на штраф стоянку, а стоимость взыскания постановляется судебными приставами и зачастую превышает отметки в 50 тыс руб.
Управление мотоблоком не является исключением из правил. По закону, культиватор может быть расценен сотрудниками ГИБДД как помеха движению, за что автолюбитель привлекается к административной ответственности.
Регистрация мотоблока или мини-трактора в Гостехнадзоре
Какое бы техническое приспособление вы ни приобрели для своего фермерского хозяйства, во избежание неприятных эксцессов с органами правопорядка, есть смысл сразу же обратиться в Гостехнадзор для того, чтобы при необходимости мотоблок или мини-трактор получил регистрацию.
В Гостехнадзоре осуществляется регистрация всех видов специальной техники, и при этом данная процедура занимает совсем мало времени. Кроме регистрации, в этом учреждении также выдают разрешение, позволяющее вам эксплуатировать свой мотоблок или мини-трактор.
При этом, даже если вы приобрели мини-трактор для работы на приусадебном участке и не собираетесь выезжать на тракторе за его пределы, регистрация техники все равно должна осуществляться. Ведь в случае кражи трактор без регистрации вряд ли кто-то захочет искать.
Если говорить о мини-тракторах, то перед тем, как приступать к их эксплуатации, очень важно заблаговременно пройти полный технический осмотр и получить справку о том, что устройство пригодно к использованию. К слову, на учет мини-трактор необходимо ставить по месту своей прописки.
Права на мотоблок с прицепом в странах СНГ
Мотоблок с прицепом являет собою более сложное устройство, и часто на нем приходится перемещаться по общим путям, осуществляя перевозку. Чтобы дать ответ на вопрос «надо ли права на управление мотоблоком с прицепом», придется заглянуть в закон «О дорожном движении». Изучив его, можно прийти к выводу, что необходимо иметь права категории «D» (право на управление самоходными машинами сельхозназначения) или «Е» (иные самоходные машины).
В других странах СНГ (в частности в России и Украине) вполне будет достаточно категории «А» или «А1», ведь в принципе мотоблок с прицепом напоминает мотоцикл с коляской. Имея при себе водительское удостоверение даже на начальную категорию, вы сможете подтвердить, что знаете базовые ПДД. С этого фактически вытекает, что нужно быть совершеннолетним? Ну, не обязательно.
Как выбрать мотоблок
Чтобы не сталкиваться с проблемами на дороге, лучше купить полностью готовый мотоблок. Имея права хотя бы с одной открытой категорией, владелец такой техники может спокойно перемещаться по общим дорогам. Естественно, про ПДД забывать нельзя.
Для не слишком масштабных полевых работ вполне сгодится мотоблок 9 л. с. или чуть более мощный агрегат. Во многих случаях оказывается достаточно и аппарата с двигателем 7 л. с.
При выборе мотоблока в первую очередь следует обращать внимание на:
- редуктор;
- двигатель;
- вал отбора мощностей;
- прицеп.
Особенности конструкции редуктора во многом определяют надежность всего оборудования. От качества этого узла напрямую зависит срок эксплуатации техники. Лучше воздержаться от покупки модели с неразборным редуктором. Хоть такой вариант и обойдется дешевле, но в дальнейшем это может привести к серьезным проблемам. Такой редуктор просто невозможно будет починить. Решение проблемы – только покупка новой техники. Сейчас такие редукторы почти не ставят даже на мотоблоки средней мощности.
Вывод
Чтобы меньше было неопределенных ситуаций и служебных злоупотреблений со стороны стражей порядка, есть лишь один выход — доработать законодательные акты, четко указав правила движения водителям мотоблоков с прицепами и на мини-тракторах.
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас - задайте вопрос в форме ниже: